Роль сказок и мифов в воспитании детей
Роль сказок, легенд и мифов в нравственном воспитании детей дошкольного возраста, их влияние на психическое развитие подрастающего поколения сложно преувеличить. Фольклорные образы сопровождают малышей с первых дней жизни, ведь сказки от своих мам, пап, бабушек и дедушек они слышат ежедневно – будь то чтение книг или устный пересказ.
Продолжается промеривание на себя тех или иных сказочных архетипов и в детском саду. Поэтому очень важно, чтобы смысл этих сказаний был правильно истолкован, а помочь это сделать могут только взрослые.
Фольклорные образы
Трансформирующую силу образа дети начинают чувствовать именно в 5-6 лет. Образ — целостное, завершенное формирование, его можно увидеть, представить и изобразить. Он, как космос, содержит в себе неисчерпаемое количество энергии, информации, возможных преобразований.
Все потому, что психика носит программирующий характер. Этому способствуют встречи с настоящими произведениями искусства и людьми — такими же настоящими. То есть все самые яркие стимулы внешней среды.
Это сказки, легенды, классическая литература, живопись, кино и телевидение, шоу и представления, в том числе и те, в которых участвовали мы сами. В центре их всегда образ — универсальный язык бессознательного. Благодаря образам функционирует психика.
Действия человека осуществляются по модели, отображенной прежде в сознании.
Любимый художественный образ не только отражает наш внутренний мир, но и создает модель поведения для восполнения недостающего или развития несовершенного в нас. Он формирует схему поведения.
Например, любимая сказка ребенка с детства — «Колобок». Или наиболее запомнившаяся — она же. Ребенок может вырасти беспечным, бегущим от всех норм и ограничений. Он будет рваться из родительского дома на улицу, на свободу, меняя школы, друзей, привязанности. Пока не нападет на хитреца, который заставит его быстро повзрослеть.
Образ — это целостная история. Любой образ привязан к контексту, встроен в историю, являясь его ключевым, системообразующим элементом.
У каждого образа свой набор линейных характеристик, свое объединяющее свойство-понятие, свой смысл и своя драматургия. При этом на каждом этапе развития перед ребенком стоят вполне очевидные задачи этого этапа. Без их выполнения нет движения вперед.
Например, найти свое предназначение. Это сложно, скажете вы. А вот и нет. Смысл жизни открывается человеку уже в 5-6 лет, когда базовая структура личности сформирована и есть первый предпочитаемый образ. И, возможно, не один.
Через образы любимых сказок, как проекций устремлений и первых самоидентификаций, они ему и открываются.
Базовый образ личности становится очевидным и может быть осознан через первых предпочитаемых персонажей.
Например, Царевна-лягушка. Смысл образа — перевоплощение, трансформация. Значит, предназначение растущего человека — перевоплощаться или способствовать перевоплощению других. Это профессия актрисы, имиджмейкера, гримера, художника по костюмам, дизайнера одежды, стилиста, парикмахера, косметолога.
Сказка — сказано, сказание, сказ — речевое послание. Любимые сказки, как хорошие подсказки, раскроют не только внутренние комплексы, но и способы их преодоления и дальнейшего развития.
Чтобы понять, как сказки воспитывают и влияют на детей, спросите у своего ребенка, какая у него любимая книжка с детства. В ней можно найти заложенный базовый образ ребенка, предназначение.
А главное — смысл жизни. Он становится очевидным годам к 5-6. Именно в это время у ребенка обостренный интерес к сказкам.
Впрочем, сказки рассказывать мы начинаем ему много раньше. Именно поэтому роль народных сказок в воспитании дошкольников очень велика.
Однако фольклорные образы раскрывают сущность не только людей, для которых описанные сказки были любимыми, но и особенности национальной философии, психологии русских и даже русскоязычных в целом.
Между людьми происходит все то, что и в самом человеке.
«Маша и медведь».
- Смысл образа: находчивость. Девочка смела и оригинальна в решениях.
- Предназначение: освобождение.
«Снегурочка».
- Смысл образа: холодная. Девочка не эмоциональная, но загадочная и привлекательная. Сгорает от сильных чувств.
- Предназначение: жизнь разумом.
«Лиса и скалочка».
- Смысл образа: хитрость. Человек ловок, находчив, изобретателен.
- Предназначение: сделать из ничего — что-то.
«Три медведя».
- Смысл образа: все по размеру. Человек соразмерен, соответственен, соотнесен.
- Про «предназначение» — подумайте сами.
«Серая Шейка».
- Смысл образа: мужество. Человек терпелив, преодолевает трудности жизни, вовремя находит поддержку.
«Колобок».
- Смысл образа: беспечность. Основной конфликт между чрезмерной открытостью и «съедением» его более хитрым персонажем.
- Комплекс Колобка: бахвальство, падкость на лесть, потребность в свободе без ответственности. Подобный типаж не проходит испытание свободой. Человек прост, открыт, легкомыслен, весел, хвастлив.
«Курочка Ряба».
- Смысл образа: нестандартность, индивидуальность, талант.
- Комплекс курочки, несущей «золотые яйца»: внешняя неприглядность.
- Компенсация: продуктивность, неисчерпаемость. «Серое», разрушительное окружение. Конфликт между разрушительностью среды и творческой неиссякаемостью. Преодоление за счет неисчерпаемости, способности сделать все лучше и больше. Подобный типаж не обращает внимания на внешность. Индивидуальность бывает талантлива и неприглядна!
«Теремок».
- Смысл образа: уживчивость, коллективизм, любовь к окружающим.
- Конфликт: адекватность и чувство меры. Пределы насыщения. Больше пяти — уже толпа. Она разрушительна.
- Комплекс стадности.
- Как индивидуальность — общественник.
«Репка».
- Смысл образа: взаимопомощь, коллективный труд. Конфликт ограниченных возможностей одного человека.
- Комплекс несоразмерности.
- Как индивидуальность — организатор коллективных усилий.
«Гуси-лебеди».
- Смысл образа: предостережение. Братская любовь. Конфликт между непослушанием и возникшими трудностями, которые преодолеваются.
- Комплекс Аленушки: преодоление спеси, становление мужества через трудности.
- Как индивидуальность: «гуси» — «захватчики».
«Иван-царевич и Серый Волк».
- Смысл образа: преданное служение. Конфликт между испытаниями и помощью мощных природных сил.
- Комплекс Ивана-царевича: властность и конструктивная агрессия.
- Как индивидуальность: потенциальный «начальник».
«Конек-Горбунок».
- Смысл образа: виртуозный труженик. Возможно, есть компенсация какого-то недостатка в предпочитаемой деятельности. Конфликт между служением и использованием.
- Комплекс Конька-Горбунка: визуальный дефект, незаменимость.
- Как индивидуальность: профессионал, ответственный исполнитель.
Читать или не читать? Знать или не ведать? Выбирать или поддаться потоку? У каждого из нас есть фольклорный прообраз, который нас объединяет с сообществом и делает в нем приемлемым и успешным. Чем раньше он станет очевидным, тем быстрее будет движение вперед.
Сказки ложатся на внутреннюю картинку души и становятся любимыми по принципу сходства с их героями либо по принципу дополнительности.
Образным выражением нашей врожденной психической энергии является архетип. Он связан с доминирующим социальным рефлексом человека.
Архетипы — упрощенные общечеловеческие первообразы и понятия — доступны всем.
На них строятся мифы — базы данных, из которых черпаются серьезные идеи в искусстве и жизни.
По базовому архетипу все дети делятся на «ангелочков», «бесят», «вождей краснокожих», «мамочек» и «папочек», «фей» и «героев дня».
Соответственно, у «ангелочка» преобладает альтруистический инстинкт и обостренное чувство справедливости.
У «бесенка» инстинкт разрушения берет верх.
«Мама» любит заниматься куклами, инстинкт продолжения рода у нее ведущий, «папа» — серьезный мальчик, деловая активность у него берет верх.
«Фея» — очаровательный ребенок, завораживающий.
«Вождь краснокожих» — организатор детских забав, он лидер от природы.
«Герой дня» — смелый ребенок, который всегда в центре внимания. Малышка может быть и «героиней», и «феей» одновременно.
Легенды и мифы
В возрасте от 5 до 10 лет ребенка привлекают не только сказки, но и настоящие, увлекательные жизненные истории, слегка приукрашенные, опоэтизированные. Мифология, боги и герои — на повестке дня.
Мифы открывают таланты и связанные с ними профессиональные и социальные роли растущего человека.
Следующая задача социализации, которая приходится на младшие школьные годы, — найти свои социальную и профессиональную роли.
В школу мы идем учиться, чтобы стать кем-то: шофером, космонавтом, кондитером, полицейским.
Как правило, самые яркие с точки зрения созданного социального образа мотивируют детей «учиться, чтобы быть…»: певцом, официантом, матросом, моряком, военным, писателем.
Эти глубинные структуры не понимают язык чувств, они понимают язык образов и телодвижений. Подсознанию нужна картинка — как схема, чтобы по ней действовать.
Образы ребенок черпает из окружающей реальности. Однако психика программируется сильными и яркими воздействиями-запечатлениями.
Они под силу настоящим художественным или фольклорным образам. И чаще всего это доступные возрасту произведения искусства.
Существует набор паттернов в подсознании, которые влияют на сознание. Эти паттерны имеют инстинктивную природу и заложены в человеке с древних времен.
Согласно Карлу Юнгу, человек от рождения обладает всем набором архетипов (коллективным бессознательным).
Влияние архетипов неосознанно проецируется вовне и сопровождается эмоциями (аффектами).
При осознании проявляющегося архетипа ребенка его влияние можно свести на нет. Можно развить архетип, который необходим для актуальной роли ребенка, но проявляется меньше.
В младшем школьном возрасте дети увлеченно читают, слушают и смотрят чудесные истории, легенды, мифы. «Легенды и мифы Древней Греции» — вечная книга. На сегодняшний день известны 130 богов древнегреческой и столько же — древнеримской мифологии. Они соотносятся.
Например, Афродита (греч.) — Венера (римск.) — богиня красоты, любви и плодородия.
Существуют универсальные базовые архетипы, они едины для всех народов и отвечают глобальным потребностям всех людей. Например, потребность в святом: Бог есть у каждого народа (Иисус Христос, Будда, Магомед, Шива).
Кроме того, у каждой нации есть свои мифы (скандинавская мифология, китайская мифология, индийская мифология и т.п.).
Архетипы национальной мифологии через социальные и профессиональные позиции отвечают потребностям национальной психологии, местного уклада жизни, базовым потребностям народности.
Мужские архетипы
Основные мужские архетипы:
- Воин — стремление к первенству и победе.
- Монарх — стремление брать на себя ответственность и обеспечивать достойный менеджмент.
- Купец — стремление играючи создавать красивые комбинации.
- Крестьянин — стремление работать стабильно и упорядоченно.
- Философ — стремление постоянно отыскивать смысл происходящего и учиться новому.
- Монах — стремление служить великой идее.
- Слуга — стремление служить людям.
Вот еще распространенные архетипы:
- Врач (целитель)
- Священник (духовный наставник)
- Учитель (просветитель)
- Скоморох (паяц)
- Блаженный (дурак)
Зная архетипические причины того или иного поведения, легче найти общий язык с ребенком. Принять неприемлемое для себя приемлемым для него.
У каждого своя истина и свой путь к счастью:
- Архетип Зевса — это человек, уверенный в себе; как правило, обладает неким авторитетом и склонен управлять людьми.
- Архетип Посейдона — этот архетип олицетворяет эмоции, часто подавляемые мужчинами в силу общественных стереотипов.
- Архетип Гадеса — погружен в себя, но не в свои переживания, а в свой мир, он просто не присутствует в обществе.
- Архетип Аполлона — это внешне гармоничный и приятный в общении человек.
- Архетип Гермеса — это архетип, символизирующий живость ума, талант общения, способность быстро действовать.
- Архетип Ареса — реактивный архетип эмоциональных мужчин, которые живут «здесь и сейчас»: они ощущают жизнь, живут инстинктами; все эмоции направляет во внешний мир, не задумываясь о последствиях.
- Архетип Диониса — достаточно противоречивый, поскольку в нем сочетаются и возвышенные, почти мистические качества, и в то же время ему присущи вполне земные переживания.
Женские архетипы
Основные женские архетипы:
- Афродита — архетип богини любви, красоты, творческой женщины и любовницы. Афродита (Венера) — богиня, завоевавшая яблоко Париса, признанная прекраснейшей, излучающая золотое свечение.
- Персефона — это девушка-повелительница подземного царства, восприимчивая женщина и мамина дочка.
- Афина — ее центр активности приходится на принятие решений, построение стратегий и воплощение замыслов в реальность. Афина — истинный реалист, умеющий думать и завоевывать авторитет в избранной деятельности.
- Артемида — для нее большое значение имеют красота, сила, выносливость и умение достигать поставленных целей. Она ценит свое время и не расходует силы впустую. Ее внимание направлено на достижение результата.
- Гера — одна из трех замужних богинь Олимпа, но только для нее муж был самым важным объектом внимания. Для Геры институт брака — высшая ценность. Она буквально «делает» мужа царем. Ее поддержка, воодушевление и мудрый совет восстанавливают его веру в себя.
- Деметра — в этой ипостаси женщина приобщается, к счастью, материнства, она готова к полной самоотдаче во имя ребенка. Она питает, защищает и воспитывает.
- Гестия — изначально была богиней домашнего очага.
- Тара — в буддийской традиции представляет собой женскую ипостась Будды сострадания, приходящую на помощь в трудных ситуациях.
- Кали — гневная богиня, ее можно встретить в разных традициях, в частности, в Греции ее роль исполняли Медуза Горгона, Геката, а также Медея, Ариадна и многие другие обманутые или отвергнутые женщины.
- Баба Яга — очень старая и очень мудрая женщина, которая прошла все стадии жизни, знает суть вещей, понимает людей с первого взгляда. В Индии ее зовут Дхумавати. Ее внешний облик не особенно привлекателен, ее суть — предельная честность и ясность.
Есть еще один набор архетипов:
- Амазонка
- Гейша (Гетера)
- Ведунья
- Матерь
- Жена
- Королева
- Муза (Фея)
- Богиня (Богородица)
Чем же они отличаются и какими особенностями «награждают» своих обладательниц?
- Амазонка — воинствующая.
- Гейша — обходительная.
- Ведунья — обладательница тайного знания.
- Королева — холодная красота, властная.
- Муза — вдохновительница.
- Богородица — хорошая мать.
Муза «читается» даже у ребенка. Он все время стимулирует вас к свершениям, побуждает к сверхнормативной активности и высоким достижениям, вдохновляет на непосильные, на первый взгляд, задачи.
Библиотека запечатлеваемых образов не заканчивается сказочными и мифологическими персонажами.
На смену им, в соответствии с этапами взросления ребенка, приходят более сложные и современные образы из литературы, массовой культуры и высокого искусства.
Запечатлевание образов народного фольклора, мифологических, литературных и кинообразов происходит последовательно, в соответствии с целями и этапами эмоционального развития человека.